Вторник, 07.05.2024, 01:15

Приветствую Вас Гость | RSS
               
Сайт МКОУ "Юлдусская СОШ имени Х.Х. Гизатуллина Шадринского района Курганской области"
Главная || Выход | Вход
641835 Курганская область Шадринский район село Юлдус, ул. Мира, 14.  Тел.: (83525) 47-18-75  E-mail.: gulsima63@mail.ru
Меню сайта

Мини-чат
Мои файлы [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
Мои файлы [1]

Форма входа




Главная » Файлы » Мои файлы

Содержание деятельности классного руководителя в формировании активной жизненной позиции обучающихся через взаимодействие с семьей
[ Скачать с сервера (68.0 Kb) ] 26.02.2012, 21:03

               Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить, обладающие чувством гордости за свой край, со сформированной культурой межнационального общения и имеющие желание сохранить, преумножить богатство края, в котором он живет. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания, обеспечить хорошую связь с семьей, знать традиции семейного воспитания и использовать их в своей работе. Необходимость семейного воспитания будущего семьянина через народные традиции не нуждается в доказательствах. За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть "добропорядочным отцом или матерью семейства", "качество" родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выживания государств, народов, человечества в целом. В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась "домашняя школа", где традиционно начиналось воспитание будущих родителей. Социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи. В свое время Е.А. Аркин высказал мысль о том, что в семье дети "не учатся жить, а живут". Тем самым известный отечественный педагог подчеркнул особенность домашнего воспитания, которое осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных "уроков" для последних. Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности. Это - многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка. Ученые с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи. Правда, тому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяется как кризис семьи. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. Тем не менее, следует отметить, что в последние годы собраны экспериментальные данные, свидетельствующие о достаточно высокой ценности семьи в глазах современных детей. Так, большинство опрошенных младших школьников изъявили желание, когда станут взрослыми, жить в семье. Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде "родители-ребенок", но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей, что объективно может способствовать формированию у детей "образа семьи". В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем. В исследованиях отечественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге с использованием народных традиций в семейном воспитании русских и татарских народов. Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения), что представляется важным для становления положительного, "теплого" образа семьи. Многие обычаи и традиции различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим, изучение педагогических обычаев и традиций какого-то отдельного народа имеет важное значение не только для него, но и для других народов. Поэтому все прогрессивные обычаи и традиции различных народов должны быть обобщены и собраны в одно целое и на их основе построено воспитание подрастающего поколения в условиях перехода страны к рыночной экономике. При изучении истории общества проблемы семьи всегда обращали на себя внимание. Рассматривая воззрения народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к семье. Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам. Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд - главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах татарского народа: - Элек эшлэ, аннан сейлэрсен. (Сначала сделай, потом говори.) - Карама кешенен, сузенэ, кара эшенэ. (Не суди человека по словам, суди по делу.) - Аз сейлэ, куп эшла. (Мало говори, больше работай.) Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку, с учетом его возраста, находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности. Основу жизни наших предков составлял труд. "Труд кормит, и лень портит", - говорили в народе. Мужчины обрабатывали поле, ходили на охоту, женщины хлопотали по дому. В страдную пору выходили помогать мужчинам. Трудовые умения и навыки также передавались из поколения в поколение. В три года, а у некоторых народов в пять лет ребенок получал первое право - право на труд. Девочке дарили пусть маленький, но настоящий ткацкий станок, мальчику - настоящие орудия труда. Мальчик помогал возить сено, девочка плела пояски, небольшие утиральники (полотенца). Мать передавала дочери секреты вышивки, кружевоплетения и пр.; отец учил сына владеть топором, сохой, ножом и т.п. К 12 годам мальчик мог топором сделать игрушку младшим братьям и сестрам, смастерить чашку, ложку и другую утварь. Девочка в девять-десять лет начинала вышивать себе приданое. Таким образом, происходило естественное соединение трудового и эстетического воспитания. На праздники или другие важные события в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Подарок должен был иметь смысл и функциональное назначение. В наше время занятия рукоделием, изготовление различных поделок, потеряв свое сакральное значение, стали формой проведения свободного времени, досуга. Подарки готовились не только к семейным праздникам (день рождения, свадьба и т.п.), но и к календарным (Рождество, Пасха, Троица и пр.). Народные праздники интегрировали нравственные и эстетические представления, формировали у подрастающего поколения знания об окружающей действительности, помогали включиться в реальную социальную жизнь. В нашей школе трудовое воспитание занимает ведущее место. Продолжая традиции семейного воспитания в школе, целенаправленно ведётся обучение трудовым навыкам. Основными задачами здесь являются следующие задачи: v Обучение учащихся навыкам трудовой деятельности, которые им пригодятся в дальнейшей жизни; v Воспитание уважения к труду. (Всё, что можно сделать в школе своими руками, должно ими делаться, по той самой простой причине, что, во-первых, это полезно для самих детей, во-вторых, вряд ли дети будут портить то, что сделали сами.) Школьники выполняют очень большой объем работы: от ремонта мебели до его изготовления. Наши мальчики умеют все. Всё, что вы видите в нашей школе сделано руками учащихся. Школе 34 года, мебель не обновлялась почти со дня открытия школы. Все стулья, столы приведены в порядок и в соответствие с нормами санитарных норм и правил силами учащихся. Мы живем в сельской местности и спонсорской помощи нам в принципе ждать неоткуда, большинство жителей села не работают, а изготовление и реализация предметов, сделанных руками учащихся позволяют не только заработать деньги для проведения каких-либо мероприятий, но и воспитывают в них умение трудиться и зарабатывать. Надо отметить, что родители поддерживают деятельность школы по развитию трудовых навыков детей. Также поддержку мы имеем от местных фермеров и предпринимателей, которые помогают нам материалами. На сегодняшний день трудовое воспитание обучающихся вышло на уровень, когда учащиеся сами предлагают сделать для школы, класса какие либо изделия, предметы. Мы считаем, что это то, ради чего стоит трудиться педагогам. Одной из характерных черт народной педагогики Востока, в том числе и татарского народа, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. "Хоть шесть дней голодай, но отца почитай", - говорят татары. "Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют", - добавляют туркмены. "Сердце матери в детях, сердце детей - в играх", - подмечают казахи. "Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу", "Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместить". Мать - единственный человек, чья любовь к детям благодарна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности. О роли отца в семье в народе говорится: "Отец жив - смотри на его поступки, отец умер - помни о его воле". Народ много внимания уделял "личному примеру отцов": "Для плохого отца наказание - плохой сын". Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания. Продолжая традиции семейного воспитания по данному направлению мы стараемся как можно шире использовать эти особенности народной педагогики в организации воспитательной работы школы. Как известно мамы всегда более активно участвуют в жизни школы, а вот папы чаще занимают пассивную позицию и поэтому исходя из народных традиций татарской семьи надо было поднимать роль отца. Роль отца в полной мере нашло реализацию в работе Совета отцов. Совет отцов был создан в школе в порядке эксперимента и нашел вполне достойное место в учебно-воспитательной работе. «Круглый стол» с учащимися, стоящими на внутришкольном контроле, проведение педсоветов и родительских собраний «Роль отца в воспитании», участие в заседаниях комиссии по профилактике правонарушений, проведение рейдов «Подросток», участие в родительский патруле – вот далеко неполный перечень мероприятий, проводимых с участием совета отцов. Следующий факт, который нашел место в нашей работе – это привлечение к воспитанию обучающихся старшего поколения: бабушек и дедушек. Дедушки и бабушки принимают активное участие в проведении мероприятий, как в школе, так и на селе. Дети не остаются в долгу и в благодарность к старшему поколению активно работают и в отрядах милосердия (которые на протяжении многих лет являются в районе лучшими), и в Тимуровских отрядах и в операции «Землячество». Эмпирическим путем народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: "У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая". (Яхшы чынаякнын, эче яхшы, яхшы ананын, кызы яхшы). Какие требования предъявляет татарская народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером? Прежде всего - создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. "В дружной семье благодать, где раздоры - там погибель". (Бердэм ейдэ бэрэкэт бар, бердэмсез ейда палакат бар). "Что птенчик видит в гнезде, то же делает в полете". (Оясында ни курса, очканда шуны кылана). Прежде всего родители должны уважать друг друга, что является основой дружной семьи, и не должно быть так, когда "жена начнет языком, муж закончит руками". Такой воспитательный подход не только создавал атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволял старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получали право давать детям советы, наставления, приказания. Для развития данного направления в работе школы расширили круг мероприятий, где дети принимают участие вместе с родителями. Таких совместных дел очень много, начиная с различного вида конкурсов, заканчивая КТД. Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей - большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Татары, встречая гостей, обязательно угощают их хотя бы чаем. "Ачык чырай, такта чэй" (приветливое лицо, плиточный чай), "Ачык чырай, якты йез, ипи белэн тоз" (приветливое лицо, хлеб да соль), - говорят они. Гостеприимство у татарского народа означает не просто кормление гостя, главным образом, это признак уважения к человеку. Поэтому здесь имеет значение не столько обилие пищи, сколько гостеприимные качества хозяев. "Кунелен, кин, булса, бетен илгэ шырпы житэ" (если у тебя душа широкая, то одной спички хватит всему народу). "Сыйламага сыец булмаса да, сыйпама-га телец булсын" (пусть тебе нечем угощать, но гостя принимай приветливо), - говорит народ. Гостя рекомендуется встречать у ворот, оказывать ему всяческие почести и затем провожать его до ворот ласково и приветливо. Татарский народ утверждает, что родители должны соблюдать такт в воспитании. Таковы нравственные уроки народной педагогики. Их можно было бы продолжить. Думается, здесь должны быть специальные исследования, направленные на выявление воспитательных возможностей различных народных средств. В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. Люди вновь стали отмечать народные праздники. В чем же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. По определению Ю. Г. Кругловой, праздники являются "нравственным кодексом народа". В-четвертых, в познавательной ценности. Праздники, как правило, были связаны с сезонными изменениями в природе и тесно переплетались с трудовой деятельностью (масленица, колядование и т.д.), а также с религиозными датами, которые широко отмечались в народе. Именно на воспитание положительной активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлено использование народных традиций в семейном воспитании татарского и русского народа. Использование народных традиций в семейном воспитании русского и татарского народов должно положительно влиять на детей в семье. Использование народных традиций в семейном воспитании татарского и русского народов будет проходить успешно, если будут возрождены знания истоков народных традиций и они будут являться одним из основных методов для воспитания будущего семьянина. При разработке проблемы использования народных традиций в семейном воспитании русского и татарского народов используется комплексная методика, включающая: - теоретический анализ имеющейся литературы по проблеме исследования; - наблюдение семей детей, занимающихся в школе в первых классах; - изучение и анализ народных традиций; - беседы с детьми; - анкетирование родителей. Использование народных традиций в семейном воспитании способствует семейная подготовка родителей и детей к народным старинным праздникам, таких как в татарском народе: Сабантуй, Джиен, Курбан-байрам, Рамазан, держании Уразы, Карга Баткасы и другие, в русском народе: Рождество, Пасха, Троица, Масленица, Сороки и другие, воспитывая настоящего семьянина. Результаты исследования могут использоваться в работах с семьей, классными руководителями, организатором воспитательной работы, в помощь родителям. Специфика сельской жизни или естественной среды обитания в том, что человек в готовом виде ничего не находит. Он может выжить только тогда, когда обустраивает этот мир. Сельский человек может потреблять только то, что создано самим собой. Процесс труда носит не расчлененный характер. Продукт труда целиком зависит от умения созидателя, который выполняет эту работу от начала и до конца. В процессе труда человек актуализируется, создает новую реальность. Изменяя мир, он изменяется сам. Человек преодолевает свое бытие, где уже сознание определяет бытие. Практическая деятельность сельского жителя формирует созидателя.

Категория: Мои файлы | Добавил: Спутник
Просмотров: 1154 | Загрузок: 240 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Администратор сайта.

Поиск
 
НОВОСТИ
 
Календарь

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz